Почему для собственника важно внести в ЕГРН адрес своей электронной почты и СНИЛС

 

Ежедневно отделения МФЦ по всей стране принимают тысячи заявлений на получение государственных услуг Росреестра. При этом далеко не во всех заявлениях заявители указывают свою электронную почту и СНИЛС.

Казалось бы, ничего страшного – никакого нарушения тут нет, ведь эти сведения относятся к дополнительным сведениям и вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) по желанию правообладателя.

Однако, к сожалению, многие владельцы недвижимого имущества не догадываются, что эти сведения – это инструмент защиты их недвижимости от неправомерных действий.

Как это работает, рассказывает заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук: «При отсутствии в запросе сведений о СНИЛС информация будет предоставлена в отношении всех лиц с одинаковыми фамилией, именем, отчеством и датой рождения, не имеющих СНИЛС. В случае, если в ЕГРН отсутствует информация о СНИЛС, то правообладатель вправе обратиться с заявлением о внесении таких сведений в ЕГРН.

Благодаря наличию в ЕГРН электронной почты правообладатель может оперативно получить из Росреестра информацию о действиях с его недвижимостью, например:

- о поступлении пакета документов на регистрацию прав в отношении вашей недвижимости (если вы ничего не знаете о предстоящей сделке, скорее всего, речь идет о неправомерных действиях в отношении вашего имущества. В этом случае вы можете связаться с сотрудниками Росреестра, и сделка не состоится);

- об исправлении в ЕГРН технических или реестровых ошибок по принадлежащим вам объектам недвижимости;

- об изменении характеристик принадлежащих вам объектов недвижимости, если сведения о таких изменениях поступили в Росреестр из других уполномоченных ведомств, в том числе о площади, адресе, кадастровой стоимости и т.д.);

- об аресте, запрете совершать сделки с недвижимостью в отношении ваших объектов недвижимости;

- о включении вашего земельного участка в границы зоны с особыми условиями использования территории;

- о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте, установленном в отношении принадлежащего вам земельного участка и т.д.

Кроме того, по электронной почте Росреестр направит правообладателю все необходимые документы по результатам учётно-регистрационных действий, если документы для оказания такой услуги были представлены в электронном виде.

Указать адрес электронной почты можно не только в момент подачи заявления на осуществление учетно-регистрационных действий, но и обратившись в МФЦ со специальным заявлением – сотрудник МФЦ подскажет, как оно называется и поможет заполнить форму, как и в случае со СНИЛС.

Сведения будут внесены в ЕГРН бесплатно в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления».

 Директор филиала Кадастровой палаты по Томской области Виталий Файт подчёркивает, что благодаря наличию в ЕРГН таких дополнительных сведений собственник может своевременно получить важную информацию об изменении характеристик его недвижимости и, при необходимости, предпринять ответные действия. Например, в настоящее время Кадастровая палата, по поручению Росреестра, уточняет границы земельных участков при выявлении госрегистратором реестровых ошибок. Если в ЕГРН есть адрес электронной почты и СНИЛС, то собственники получат нужные сведения и при необходимости смогут оперативно отреагировать, в том числе выразить своё несогласие или направить свой межевой план.

 


 

 

Об изменении порядка установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной

 

Впервые возможность досудебного пересмотра кадастровой стоимости введена положениями Закона об оценочной деятельности, согласно которому результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивали права и обязанности заинтересованных лиц, могли быть оспорены в комиссиях, создаваемых при территориальных органах Росреестра. Такой порядок действовал в отношении ранее проведенных кадастровых оценок. С 2015 года и до середины 2022 года в комиссии при Управлении Росреестра по Томской области возможно было оспорить действующие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков 2014 года, как по недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, так и установить рыночную стоимость объекта недвижимости.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который внес изменения как в правила проведения массовой кадастровой оценки, так и в оспаривание ее результатов, и распространялся на оценку, проводимую после этой даты.

По итогам проведения в Томской области  в 2019 году кадастровой оценки объектов капитального строительства, помещений, и иных объектов ее результаты подлежали оспариванию в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при исполнительном органе субъекта Российской Федерации, уполномоченном на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки (Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области), путем установления кадастровой стоимости объекта в размере рыночной.

Статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке с 1 января 2023 года определен новый порядок, в соответствии с которым налогоплательщики могут оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости. Но перейти на работу по новым правилам субъект РФ вправе и раньше.  На территории Томской области новый порядок введен с 1 июля 2022 года. Дата перехода установлена Постановлением Администрации Томской области от 24.03.2022 № 102а.

С этой даты рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области и при Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области не осуществляется. Все заявления, поступившие и направленные в адрес комиссий до 30 июня 2022 года, по указанному основанию рассмотрены.

Заявления заинтересованных лиц об установлении кадастровой стоимости и земельных участков и объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости, в случае если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, теперь рассматриваются бюджетными учреждениями, определившими кадастровую стоимость. На территории Томской области таким учреждением является ОГБУ «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»), которое расположено по адресу: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, тел. 8 (3822) 907-944, 907-933.

Заявление в бюджетное учреждение может быть подано в период с даты постановки объекта на государственный кадастровый учет до даты снятия с этого учета. При этом нужно будет уложиться в 6-месячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта. Эта дата должна быть указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости, составленном в форме электронного документа.

  Форма заявления, требования к его заполнению, перечень необходимых документов, а также принятые решения размещены на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://www.gko70.ru) в разделе «Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Заявление подается в ОГБУ «ТОЦИК» заявителем лично или через МФЦ, может быть направлено в ОГБУ «ТОЦИК» почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также с использованием сети Интернет, и подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Установленная бюджетным учреждением кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором подано заявление об установлении рыночной стоимости.

Решение бюджетного учреждения можно обжаловать в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с этим у заинтересованного лица будет право подать в суд заявление об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной. Таким образом, установлен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.

 


 

 

Как получить сведения из ЕГРН

 

Сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Согласно действующему на сегодняшний день законодательству информация из ЕГРН является общедоступной. Это означает, что любое лицо может получить открытую информацию из ЕГРН о любом объекте недвижимости в виде выписки из ЕГРН.

Проще говоря, перед проведением сделки потенциальный покупатель может запросить выписки из ЕГРН об определенном доме, квартире, земельном участке и удостовериться, что объект недвижимости принадлежит именно этому продавцу, не находится в залоге, под арестом, не имеет иных ограничений.

Также актуальна будет и информация из ЕГРН в виде выписки о переходе прав на объект недвижимости – история смены владельцев объекта недвижимости на основании конкретных документов.

Выписку из ЕГРН можно получить не только в виде бумажного документа, обратившись в приемные пункты МФЦ или направив запрос установленной формы посредством почтового отправления, но и в электронном виде через «Личный кабинет» официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) или Единый портал государственных услуг (Госуслуги) (https://www.gosuslugi).ru.

Кроме того, для просмотра данных об объекте недвижимости в режиме реального времени на официальном сайте Росреестра реализован информационно-справочный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Данный сервис предоставляет открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе всем желающим и является очень полезным для оперативного получения справочной информации об объектах недвижимости.

По кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости можно узнать актуальные сведения об объекте недвижимости, включая данные о кадастровой стоимости и площади объекта, о наличии или отсутствии зарегистрированных прав (без указания собственника), а также об имеющихся обременениях/ограничениях объекта недвижимости.

«Чтобы застраховать себя от неприятных ситуаций при совершении сделок с недвижимостью – закажите выписку из ЕГРН. Выписка из ЕГРН является самым простым, надежным и официальным способом получения актуальной информации об объекте недвижимости.

Надо отметить, что тенденция к цифровизации распространяется на все сферы оказания государственных услуг. Все чаще граждане предпочитают электронный формат выписок из ЕГРН, потому что это быстро и удобно.

На сегодняшний день в Томской области более 90% всех сведений из ЕГРН предоставляется в электронном виде», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 


 

 

Как ограничить проведение сделок с недвижимостью без личного участия собственника

 

Управление Росреестра по Томской области напоминает собственникам объектов недвижимости о возможности дополнительной защиты своего имущества от мошеннических действий.

Снизить риск утраты права собственности в случае потери документов, долгосрочного отъезда или в случае, когда собственником недвижимости является престарелый гражданин, которого легче ввести в заблуждение, позволяет обращение собственника в Росреестр с заявлением о запрете осуществления регистрационных действий без его личного участия.

«Каждый владелец недвижимого имущества может подать заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без его личного участия.

При подаче такого заявления в ЕГРН вносится соответствующая запись. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Заявление о невозможности регистрации без личного участия собственника можно подать как лично в любом офисе МФЦ, так и в электронном виде через личный кабинет официального сайта Росреестра.

Однако существуют законодательно предусмотренные случаи, когда запрет осуществления регистрационных действий без личного участия собственника не действует – это случаи, когда недвижимость продаётся по решению суда или судебного пристава.

При необходимости, запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости можно погасить по соответствующему заявлению собственника.

 


 

 

 Использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования

 

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена по категориям в зависимости от целевого назначения участков.

Обращаем внимание землепользователей на необходимость соблюдения обязанности, установленной ст. 42 Земельного кодекса РФ, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Нарушение данной обязанности влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Например, земельный участок, имеющий вид разрешенного использования: для садоводства используется собственником для содержания птицы. В этом случае усматривается административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Указанную позицию отразил Верховный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 02.08.2021 № 16-АД21-6-К4, в котором признал виновной жительницу Волгоградской области, которая разводила кур на земельном участке, предназначенном для садоводства и имеющим категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, не является административным правонарушением использование земельного участка в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка, который в Единый государственный реестр недвижимости не вносится, но предусмотрен территориальной зоной, в которой расположен земельный участок. Например, если вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка предусмотрено размещение домашней птицы, то размещение птицы на таком земельном участке не будет являться использованием его не по целевому назначению. Информацию о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок можно узнать в органе местного самоуправления.

При этом необходимо отметить, что 18.06.2013 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление № 71/13, в котором указал, что правовые нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. Исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) отсутствуют.

«Использование земельного участка не по целевому назначению полностью или частично не влияет на квалификацию указанного правонарушения», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина.

 


 

 

 

Почему границы земельного участка не отображены на публичной кадастровой карте?

 

На вопрос отвечает начальник Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Алексей Алишин:

- Первая, неожиданная причина – поиск земельного участка не на официальной публичной кадастровой карте, а на сайте двойнике, как правило, предлагающем платные услуги и сведения весьма сомнительного качества. Перейти в раздел «Публичная кадастровая карта» можно с официальной страницы Росреестра https://rosreestr.gov.ru или по прямой ссылке https://pkk5.rosreestr.ru.

Вторая причина – то, что у земельного участка не установлены границы в соответствии с требованиями действующего законодательства, т.е. не проведено межевание. Ранее при сделках с недвижимостью и регистрации прав, закон не требовал от граждан проводить межевание. Границы и площадь устанавливались описательно, без координат. Либо межевание сделано по устаревшему законодательству, с 1990 года земельное законодательство неоднократно менялось. Юридическая норма о карте объекта появилась только в июне 2001 года, когда вступил в силу закон «О землеустройстве». В 2009 Правительством установлены новые нормативы измерений координат. Поэтому границы участков, отмежеванных до 2001 года, а также в период 2001-2009 годов, могут быть не внесены в ЕГРН и на публичную кадастровую карту.

Может быть так, что межевание проводилось, но сведения о границах участка всё равно отсутствуют на Публичной кадастровой карте. Такое возможно в связи с тем, что:

- межевание было проведено, но правообладатель не обратился с необходимыми документами в уполномоченный орган, поэтому в базе информация отражена не была;

- межевание было проведено, но недостаточно точно (погрешность координат больше установленной нормативами).

Межевание земельного участка проводиться один раз. Исключение: если гражданин сам захотел уточнить границы своего земельного участка. Если есть сомнение, на том ли месте по координатам стоит забор, соответствует ли площадь земли по факту указанной в документах, то можно заказать работы по выносу границ земельного участка в натуру.

Если межевание земельного участка не проводилось, то рекомендуется его провести. Межевой план подготавливает кадастровый инженер. Реестры кадастровых инженеров и их контактные данные размещены на официальном сайте Росреестра. Также необходимо согласовать границы с владельцами смежных земельных участков. Следует внимательно относиться к согласованию границ соседей, т.к. поставив подпись в акте согласования вы не только согласуете границы соседа, но и можете изменить свои, и не в выгодную для вас сторону. После завершения кадастровых работ и согласования местоположения границ, необходимо обратиться в орган регистрации прав для осуществления учётных действий.

Внесение сведений в ЕГРН носит заявительный характер, всем собственникам объекта недвижимости (или представителю, действующему на основании нотариальной доверенности) необходимо обратиться с соответствующим заявлением. После внесения сведений об уточнении границ в ЕГРН, вы увидите свои объекты недвижимости на публичной кадастровой карте.

 


 

 

Взаимодействие контролируемого лица с контрольным (надзорным) органом при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

 

Под контролируемыми лицами понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные государственные и муниципальные органы выступают контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля.

 Права и обязанности контролируемых лиц, возникающие в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), устанавливаются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Взаимодействие контролируемого лица с контрольным (надзорным) органом могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий не требующих взаимодействия с контролируемым лицом. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации контрольному (надзорному) органу о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Положением о виде контроля устанавливаются случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган.

 


 

 

Профилактические мероприятия, предусмотренные для государственного земельного контроля (надзора)

 

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который направлен на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований путем проведения профилактических мероприятий, в т.ч. проведение профилактических визитов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» с 10 марта 2022 года введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на проведение внеплановых проверок.

Данный комплекс мер призван обеспечить устойчивость экономики, снижение нагрузки на граждан, а также развитие малого и среднего бизнеса в стране.

Как отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина, целесообразнее работать в режиме профилактики нарушений, когда можно предотвратить нарушение, а не бороться с их последствиями.

Управление Росреестра по Томской области в рамках государственного земельного контроля (надзора) проводит следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

Поскольку при проведении профилактических мероприятий факт нарушения не устанавливается, то дело об административном правонарушении по результатам профилактического мероприятия не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

 

 

Просмотров: 980
Источник: Управление Росреестра по Томской области